ruenfrdeitptes

НАРОДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ 
в русском земледельческом календаре

(в помощь педагогу дополнительного образования)

Составитель: Бородин О. В., 
руководитель Школы юннатов ФДЭБЦ

Скачать календарь экологических дат

Файлы:
Календарь экологических дат HOT
(0 голосов)

Календарь экологических дат на основе народного «Месяцеслова»

Дата 2016-02-08 Размер файла 7.88 KB Скачать 469 Скачать

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее десятилетие в России экологические проблемы мало волнуют общественность. Сейчас активно создаётся однобокий тип "Homo economicus" или "Homo politicus". Это уродует мировоззрение горожанина, оторванного от своих корней, от природы. Молодежь практически полностью захвачена масс-культурой, господствует идеология общества потребления. 
Привлечь достаточно широкие массы людей к природоохранной деятельности традиционными способами сейчас очень трудно, а подчас невозможно. Мы предлагаем формировать интерес к природе не "лобовой" пропагандой, а исподволь – в лёгкой и удобной форме. Материал для разных необычных форм экологического образования можно искать в глубинах традиционной народной культуры. 
Народный земледельческий календарь, на наш взгляд, даёт интересный материал для проведения экологических праздников, для использования его в работе учреждений дополнительного образования, на уроках биологии и внеклассной работе в школе, в дошкольных учреждениях. В процессе подготовки и проведения ряда мероприятий можно привлечь большое количество детей, многие из которых впервые узнают о красивых народных обрядах, связанных с природными объектами и явлениями. Такие мероприятия позволяют разнообразить воспитательный процесс.
Данная работа – попытка приспособить "месяцеслов" для конкретной цели: воспитания любви и интереса к родной природе. Для этого была сделана выборка из нескольких книг, посвященных народному календарю и экологическим традициям для удобства использования этих источников в работе экологического кружка, клуба и для организации сезонных экологических массовых мероприятий. 
Работая по мероприятиям народного календаря, мы решаем ряд задач:
- привлечь детей и подростков к познанию родной природы, традиций народа, его истории;
- дать знания о конкретных циклических явлениях в природе;
- развить наблюдательность и внимание;
- привить элементы мировоззрения, отличного от стандартного, используя уважение и преклонение перед Природой;
- воспитать гуманное отношение к природе;
- сформировать умения и навыки, необходимые при подготовке праздников "месяцеслова";
- развить коммуникабельность детей, их способность выступать перед большими аудиториями;
- прививать любовь к красоте родного языка;

Еще одна задача, которая решается при работе с народным календарем – развенчание суеверий, мифов и традиций, которые могут быть вредны для охраны природы. Укрепившиеся в народном сознании положительные и отрицательные по отношению к природе приметы, традиции и поверья значительно влияют на отношение людей к окружающей природной среде. Например, до сих пор в сельской местности бытует поверье: "Если в деревню прилетит сова, сядет на крышу дома и будет кричать, то в этом доме и даже во всей деревне будет большой пожар". Поэтому в деревнях, случается, убивают сов. В народных приметах есть ряд мифов, отражающих очень древние представления о природе, когда люди не имели научных знаний о многих явлениях. Некоторые из них сейчас выглядят просто нелепо: "На Семёна-столпника ласточки ложатся вереницами в озёра и колодцы. В этот день чёрт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого все воробьи собираются к нему, и потому в Семён-день их нигде нельзя увидеть". «На праздник Воздвиженья гады, пресмыкающиеся уходят в какие-то неведомые тёплые станы, которые называют вырием). Необходимо систематически объяснять невежественность таких поверий. Вообще, сам по себе сбор и изучение подобных примет и поверий в условиях современного села (да и города тоже), может быть интереснейшей темой для работы детского объединения (на стыке экологии и фольклористики).
Взяв народный "месяцеслов" за основу, можно провести День леса, День сурка, День пчелы, День Ясного сокола, Грибной и Капустный дни, осенний День журавля, День встречи и День проводов перелётных птиц, Соловьиный праздник. Историческую, культурную, национальную базу получают такие экологические даты, как День Земли, День Воды, День ботаника, День рыбака, День пастуха и целый ряд других. В разделе "Народный календарь глазами эколога" кроме названия и даты (по новому стилю) каждого праздника, имеющего отношение к природным объектам и явлениям, дан ряд примет, пословиц, поговорок, закличек, песенок, короткие рекомендации по проведению тех или иных мероприятий. 
Приводится приложение 1 с календарём рекомендованных мероприятий и дат на основе народного крестьянского календаря. Используя эту разработку, можно составить перечень таких событий по своему вкусу и душе, использовать её для внедрения исконно русских экологических дат в существующий экологический календарь.

***

ВВЕДЕНИЕ

Знания, накопленные в течение тысячелетий, передавались и закреплялись в форме народных традиций от одного поколения к другому как коллективный общественно-исторический опыт, система знаний о природе, кодекс моральных норм, обязывающий относиться к природе как к святыне. Традиции, приметы, легенды, символы, поверья и т.п. не только способствовали расширению биологического, экологического кругозора человека, но и влияли на взаимоотношения с природой. Священных, любимых животных, деревья, рощи нельзя было уничтожать, загрязнять родники, реки, озера. Сбор трав, обработка земли проводились по специальным правилам. Уж, аист, ласточка являлись домашними талисманами, поэтому их всячески охраняли. Многочисленные "табу" были преградами на пути алчности. 
Формирование мировоззрения и воспитание бережного отношения к природе осуществлялось путем вовлечения детей и молодежи к почитанию творческих сил природы во время религиозных праздников, торжественных церемоний и обрядов, ритуалов и магических действий в честь богов природы. К нашей беде народные экологические традиции в 20 веке были практически утрачены. Многие экологические традиции народа были начисто забыты в связи с потерей десятков тысяч деревень в период кампании по их укрупнению, миграцией сельского населения в города, а также распада традиционных многопоколенных сельских семей. Этому способствовали господствующая идеология и политика государства, засилье масс-культуры. 
Пока не поздно, народные поверья, обычаи, традиции, поговорки требуют своего тщательного изучения, особенно с точки зрения применения в охране природы.
Народные традиции по своей психологической и социальной структуре являются массовыми привычками и, в то же время, эффективным средством формирования этих привычек при помощи подражания у новых поколений людей. Это объясняется их большей избирательностью, эмоциональной окрашенностью, запоминаемостью, коммуникативностью, способностью к передаче, направленностью, чем у других форм пропаганды. Использование различных поверий, традиций, обычаев в пропаганде охраны природы более эффективно еще и потому, что они не требуют у малоподготовленной аудитории особого умственного напряжения, а сразу вызывают бессознательную реакцию. 
В старину в систему народного экологического воспитания входили: игра, организация наблюдений за природой, убеждение, разъяснение моральных норм и правил поведения в природе, личный пример, разумные требования, поощрение позитивного поведения способами фольклора, контроль поведения, запрет негативных действий по отношению к природе, наказание. Много давал ребенку и фольклор своего народа, благодаря которому раскрывалась эстетическая ценность природы. Он учил детей доброму отношению к природе, соединяя экологическое содержание с соответствующими обрядами и прямыми предостережениями и запретами. В детской поэзии народом была умело учтена природная тяга малышей ко всему, что связано с животными. Человек вырастет, возмужает, познакомится с жизнью и наукой, однако воспоминания детства будут продолжать действовать на него. 
Среди многочисленных форм популяризации народных экологических традиций требует своего восстановления культ народного календаря – "месяцеслова", его популярные издания.

Народный календарь природы

Календарь русского крестьянина представлял собой сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт, обряды, произведения устного народного творчества, установившиеся веками нормы общественной жизни и многое другое. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями. 
Жизненный уклад земледельца изначально определялся в первую очередь сменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Принятие христианства повлекло за собой овладение церковным календарем и почитание святых, каждому из которых посвящался какой-либо день или несколько дней в году. Однако имена святых подчинились труду и быту крестьянина и, с другой стороны, они оказались нужны аграрному календарю. Они помогли превратить свод знаний земледельца в стройную и удобную систему времяисчисления. Земледельцу не составляло особого труда перетолковывать церковное учение в желательном для себя смысле. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая естественно вобрала в себя традиционные обряды и праздники. Народный календарь демонстрирует такое соединение языческого и христианского начал, которое правильнее было бы назвать слиянием, а не двоеверием. Народное православие не есть механическое соединение двух мировоззрений. 
От христианства в народном календаре – приурочение святых к дням годового цикла, от язычества – распределение между ними (святыми) забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Крестьяне, как правило, мало считались с официальными биографиями (каноническими житиями) мучеников, героев, праведников. Создавая свои легенды, образы календарных святых, они ориентировались на время празднования дня данного святого, на его имя, которое интерпретировали в нужном для себя смысле.
Полная зависимость земледельца от природы заставляла его тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать мельчайшие подробности явлений природы, улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, которые соседствуют с самыми нелепыми (на наш взгляд) суевериями и фантазиями. Крестьяне в подавляющем большинстве даже в XIX столетии плохо понимали истинные причины смены времен года и многих явлений природы. Для них причинно-следственные связи были иными, чем это представляется нам сейчас. Крестьянин видел, что приход весны связан с прилетом птиц, поэтому, желая обеспечить своевременное начало весны, обращался к жаворонкам, ласточкам, куликам с просьбой поскорее вернуться в родные края, выпекал из теста фигурки птиц, подражал птичьему щебетанию и т.д. То, что позднее стало восприниматься как поэтическое сравнение, метафора, когда-то было реальной верой, отражало понимание природы: жаворонок, по мнению земледельца, действительно нес весну на своих крыльях.
Приметы – поведение птиц, зверей, насекомых, природные явления – служили для российского крестьянина своеобразным и бесспорным определителем программы его дел и забот в ближайшее и отдалённое время. Учитывая их, он строил свои планы, лелеял надежды. 
Народный земледельческий календарь сохранял такой взгляд на природу, взгляд, по сути, языческий, когда все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость.
Насущный хлеб и другие средства к существованию доставались тяжким трудом и нуждались, по мнению крестьянина, в защите от злых сил и в активном провоцировании на воспроизведение и увеличение достатка. Для этого в течение веков выработалась целая система обрядовых действ, включая песни, пляски, звучание музыкальных инструментов, особые ритуальные тексты (заговоры, заклички, обращения, издевки, плачи и др.). Слово, соединенное с музыкой и движением, по мнению земледельца, обладало большой силой и приобретало власть над явлением. Поэтому огромную роль в обряде играли песня, музыкальные инструменты, ритмические пляски, притоптывания.
Веселье никогда не понималось, как безделье. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее остро ощущал себя личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение. Земледельческий праздник давал ощущение полного слияния с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней.

***

НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА

В Месяцеслове очень много примет, связанных с природой, с животными и растениями. Явлениям и объектам природы посвящен целый ряд дат. Выделим и прокомментируем самые (на наш взгляд) интересные из них в календарной последовательности.

РОЖДЕСТВО И КРЕЩЕНИЕ. СВЯТКИ (7–19 января по новому стилю). 
От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц нельзя – грех. С охотником несчастье случится. Эти дни можно посвятить пропаганде гуманного отношения к животным, антиохотничьим или антибраконьерским акциям. 
В эти дни (20 декабря – 20 января) любители пернатых проводят Рождественские учёты птиц. Это – новая традиция. Благодаря программе "Евроазиатский Рождественский учёт", действующей с 1992 г., к проведению зимних учетов птиц подключились кружки станций юных натуралистов и экологических центров. Целью программы Рождественских учётов является организация многолетнего широкомасштабного слежения за состоянием популяций зимующих птиц Евразии – в первую очередь за изменениями их видового состава и относительной численности. Существует специальная методическая разработка по данной программе. 

ТАТЬЯНА КРЕЩЕНСКАЯ (25 января). 
На Татьяну проглянет солнышко – к раннему прилету птиц. В это время можно услышать самые первые в году песни птиц – пока еще робко распеваются синицы и поползни.

СВЯТОЙ ТРИФОН, МЫШИНЫЙ ДЕНЬ (14 февраля).
Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии – Фригии, неподалеку от города Апамеи в селении Кампсада (ныне город Динер в Турции). С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Однажды жители его родного села были спасены им от голода: святой Трифон силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля. 
Вот и мышиное племя в течение зимы наносило такой урон в крестьянских закромах, что, когда приходил урочный день, вся семья поднималась против вредоносных зверьков. Этот день выпадал под конец зимы, когда обнаруживалась заметная убыль в хлебных запасах. Почему день гибели фригийского мученика Трифона назвали «мышиным днём» – неизвестно. Никому никогда не удавалось полностью истребить домашних грызунов. Мыши так и оставались привычными спутниками крестьянского бытия. Многое могли предсказать вездесущие зверьки. Если мыши поедят неубранные остатки ужина, у хозяйки или хозяина разболятся зубы. Так мыши «воспитывали» нерях. Когда у маленького выпадали молочные зубы, бабушка велела кинуть их под печку со словами: «На тебе, мышка, зуб репяной, а мне дай костяной». В общем, в любой крестьянской семье с мышами жили в ладу и взаимной терпимости – до Трифона старались не брать греха на душу. И основательно воевали с грызунами лишь раз в году. 
Кроме домовой мыши Mus musculus в нашем крае обитает несколько других видов семейства Мышиных: полевая мышь Apodemus agrarius, лесная мышь Apodemus sylvaticus (по последним исследованиям этот вид разделен на несколько новых), желтогорлая мышь Apodemus flavicollis и мышь-малютка Mycromys minutus. К этому семейству относятся также серая и чёрная крысы Rattus norvegicus и Rattus rattus. Мыши и крысы играют большую роль в экосистемах и хозяйстве человека, заслуживая специального дня, когда о них можно подробно рассказать детям.
***
Из века в век русские сокольники почитают Святого Трифона своим покровителем и обращаются к нему в минуты радости и горя, постигающие их на охоте. Так что, 14 февраля ещё и праздник любителей хищных птиц и сокольников – охотников с ловчими птицами. Святой Трифон – единственный святой, которого в русской иконографии изображают с птицей (соколом) на руке. Только на Руси и только с XIV века Святой Трифон стал изображаться на иконах с птицей на правой руке, на коне, пешим или по пояс. Кроме того, в то время чеканили монеты с изображением всадника с птицей на правой руке, и его изображение чуть не становится гербом Москвы, вместо хорошо знакомого нам теперь Георгия Победоносца.
Каждый заинтересовавшийся охотой с ловчими птицами рано или поздно узнает от товарищей по увлечению историю про сокольника Трифона. Сказка это или быль?
Учитывая многовековую историю пересказа – это уже легенда. Повествует она о том, что был в царской охоте молодой сокольник известного рода Патрикеевых – бравый молодец Трифон. Был он у царя в любимцах и доверен ему был самый любимый царем кречет. Очередной раз охотился государь в окрестностях села Напрудное (сегодня это район Москвы – «Марьина роща»). Угодья эти с многочисленными озерами славились в те времена обилием водной дичи. Охота уже подходила к концу. Ловчих птиц на такой охоте пускали на дичь только по указанию царя, а в тот день дичи достойной напуска любимого кречета высочайший не увидел. 
Сокольнику же не терпелось полюбоваться охотой своего воспитанника и Трифон, увидав летящую цаплю, стал упрашивать царя разрешить напустить по ней кречета. Тот сильно сомневался в такой необходимости, но уступил просьбам Патрикеева. Кречет ушел за удаляющейся добычей, и вскоре обе птицы скрылись из виду. Сокольники бросились вдогонку искать кречета. Царь был страшно раздосадован, что внял глупой просьбе. А когда чуть погодя выяснилось, что кречета не нашли, он впал в ярость и приказал Патрикееву в три дня сыскать птицу. А коли, тот не сыщет ее, лишиться головы за глупость свою и неуместное нетерпение. Выслушав приговор, Трифон поначалу последовательно и не по одному разу торопливо обыскивает лес, озера, поляны, но безрезультатно. К третьему из отпущенных ему на поиски дней он уже отчаялся найти птицу и выбился из сил. Ясно осознав свою беспомощность и обреченность на казнь, он обратился с молитвой к своему небесному защитнику Святому мученику Трифону. 
Молился он усердно и долго, прося о помощи. Так со словами молитвы, изможденный сокольник распластался на земле у ног своего коня и забылся тяжелым сном. Во сне явился ему Святой Трифон на белом коне с кречетом, пропавшим, на правой руке и поведал сокольнику в каком месте птицу найти. Очнувшись ото сна, бросился Трифон к указанному месту, где и нашел кречета. Счастливый он вернулся в Москву и сразу к царю. Поведал ему обо всем происшедшем и о чудесной помощи Святого Трифона. Сказал, что в благодарность за избавление от смерти неминуемой решил в тех местах храм Святого Трифона выстроить. Царь радовался возвращению птицы, дивился чуду сотворенному небесным покровителем сокольника и обещал оказать помощь в сооружении храма…
Вот так гласит легенда, которая сама по себе, пережив столетия и многие человеческие поколения, является памятником истории о Трифоне сокольнике. Трифон Патрикеев – жил ли он на самом деле? Был ли он царским сокольником? Неизвестно, но род дворян Патрикеевых был, и служили они не одному русскому царю. Так что среди них мог быть дворянский сын, бравый молодец, любимец царя, сокольник Трифон Патрикеев. К сожалению, убедиться в этом нам не суждено. 
В Москве есть улица Трифоновская, и стоит на ней Храм Святого Трифона в Напрудном, это место находится в десяти минутах ходьбы от станции метро «Рижская». Вот еще два памятника, дошедших до нас через века. К сожалению, от храма, который был вторым по величине в Москве и вмещал до трех с половиной тысяч прихожан одновременно, до наших дней сохранился лишь один из его приделов. Он действует и его можно посетить. 
Сам храм был взорван по частям в ХХ веке, разделив судьбу многих храмов в те годы. Фреска изображающая Святого Трифона на белом коне и с птицей на правой руке была отделена от стены храма и передана в запасники Третьяковской галереи на хранение. О точной датировке строительства храма однозначных сведений нет. Этот вопрос изучался специально исследователями, и оказалось, что различные части здания храма сооружались и достраивались в разные века. Самое раннее основание под одним из приделов относят к временам княжения Ивана Калиты. 

ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. ОБРЕТЕНИЕ (9 марта).
День Обретения приносил первые вести о приближении весны. Этот день крестьяне увязывали с поведением птиц. Особенно ждали возвращения скворцов, поправляли старые скворечники, мастерили новые. Старались помочь и синицам – устраивали под окнами птичьи кормушки.
В день Обретения перелетная птица летит из теплых мест.
Птичье потенье – гнезд обретенье. 
Своевременный прилет весной перелетных птиц обещает хороший урожай хлеба.
Синица начинает петь протяжно, жалуется на бескормицу: "В пуне светится, в пуне светится". Овсянки, вторя жалобам синицы, поют: "А ты, мужик, сена носи, да не труси!".
Синица запела – тепло ворожит. "Куй, кузнец, лемяши!", а то бранит мужика-неряху за неумелое обращение с кормом: "Тилялюй, тилялюй!".
Тетерев тоже начинает бормотать свою весеннюю мелодию: "Продам шубу, продам шубу – куплю балахон".
Кто два раза родился: первый раз гладкий, а второй раз мягкий? (Птица).

ЕВДОКИЯ (АВДОТЬЯ)-ПЛЮЩИХА, ПОДМОЧИ ПОРОГ, СВИСТУНЬЯ, ВЕСНОВКА, ЗАМОЧИ ПОДОЛ (14 марта).
Снег на полях оседал, «плющился», образовывался наст. Какова Евдокея, таково и лето. Если грач прилетел до 14 марта – быть лету мокрому, а снег рано сойдёт. По приметам, на Евдокию сурок просыпается и свищет. Это первый признак весны. Вот вам и русский аналог известного американского праздника «День сурка»! 
Евдокия-весновка считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно. Во многих деревнях в этот день девушки и дети начинали «кликать весну», для чего влезали на крыши строений или собирались на пригорках и выкрикивали веснянки. 
В прежние времена день Евдокии считался последним днём, когда разрешались рубки леса: «Рубке леса запрет для того, что тут в соку он бывает». А нынче рубят и весной, и летом… Именно на Евдокию можно проводить День Леса.

ГЕРАСИМ-ГРАЧЕВНИК (17 марта). 
По приметам, именно в этот день прилетает первая весенняя птица – грач. Действительно, обычно на середину марта приходится массовый прилёт грачей. По старому стилю эта дата приходится на 4 марта, когда прилетают первые грачи. "Увидел грача – весну встречай", "Грач зиму расклевал". На Герасима-грачевника пекут хлебы в виде грачей. Грачи – первые спутники и помощники пахаря. Крестьянин с удовлетворением отмечал грачиное нашествие. «Коли грач на нос садится», т. е. тучно кормится на свежей пашне, значит, больше будет уничтожено личинок разных хлебных вредителей. За сбережение будущих посевов и почитали крестьяне эту птицу. 
Этот день удобен для проведения Дня птиц тем, что можно довольно рано развешивать синичники и скворечники, до начала гнездования птиц. Поэтому больше вероятность, что они будут заняты именно синицами и скворцами, а не воробьями. Как нам известно, день Герасима-грачевника ежегодно отмечают в Акшуатской средней школе Барышского района Ульяновской области (педагог В. П. Фомина).

Герасим-грачевник грачей пригнал.
Грач на нос садится (на пашне).
Грач на горе – весна на дворе.
Налетели грачи, стали зиму толчи, пить снегов молоко.
Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна.
Если грачи сели в гнезда, то через три недели можно выходить на посев.

СОРОКИ, СОРОК МУЧЕНИКОВ (22 марта). В каждой православной семье в старину в этот день пекли жаворонков из пресного теста – сорок штук, по числу воинов-христиан, замученных римлянами в Севастийском озере в 313 году. Сорок погибших в народном поверье воплотились в жаворонков. В этот день на Руси поминают погибших воинов и всех усопших близких.
Это день "закликания" птиц. Главный "птичий" праздник народного календаря. Его можно совмещать с проведением международного Дня птиц, видоизменив в соответствии с народными традициями. Если вы хотите это сделать, то заранее нужно позаботиться об изготовлении скворечников, синичников и других искусственных гнездовий. Кстати, традиционный деревянный скворечник – русское изобретение. Он не был известен в Западной Европе вплоть до середины XIX века. Издревле на Руси было принято привлекать к дому скворцов, разорение гнезд которых считалось преступлением. Практичные же немцы изготавливали глиняные гнездовья для того, чтобы потом собрать яйца или маленьких птенцов для изготовления деликатесов. 
Немного о сути праздника.
У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетает сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. "Сколько проталинок – столько и жаворонков". Поэтому в некоторых местах праздник помнят под названием "Жаворонки". Действительно, первые жаворонки появляются в средней полосе России примерно в эти дни.

На сорок мучеников сорок птиц прилетает. 
Сорок пичуг на Русь пробирается. 
Сорок сороков птиц на Сороки прилетает.
На Сорок мучеников сорок сороков птиц весну несут.
Увидел скворца – весна у крыльца.
На Сороки сорока кладет в гнездо сорок палочек.
Жаворонок является первым – к теплу, зяблик – к стуже.
Трясогузку-ледоломку журавль на хвосте принес.
Грач на проталину, скворец – на прогалину.
Прилетел кулик из заморья, принес весну (воду) из неволья.
На Сороки мальчики сельские выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек.

На Сороки хозяйки пекли особые постные булочки – "жаворонков", в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих и с хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Печеных жаворонков насаживали на длинные палки, шесты и выбегали с ними на пригорки и возвышенные места и, сбившись в кучу, что есть силы кричали "заклички" – короткие песенки-кричалки, призванные ускорить прилёт гонцов весны: 


Жаворонки, прилетите,
Студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Нет ни хлеба,
Ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Чай я выпил,
Сахар съел,
Самовар на кол надел. 

Жаворонок, прилети,
Красну весну принеси!
Нам зима-то надоела:
Весь хлеб у нас поела.
Зима, зима, ступай за моря!
Там пышки пекут, 
Киселя варят – зиму манят.
Кши, полетели! 



Жаворонок,
Жаворонок!
На тебе зиму, 
А нам лето!
На тебе сани, 
А нам телегу! 

Уж вы, кулички-жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.
Весна-красна, на чем пришла?
– На сошечке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку, 
На пшеничном зернышку-у-у! 

Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам
Жаворонушки!
Нам весну-красну да красно летеце.
Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,
Жаворонушки!
А воды-то попила да три колодезя, 
Жаворонушки!
Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,
Жаворонушки!
На базарик пертаскали, за копейки продавали,
Жаворонушки!
За копейки продавали, детям хлеба покупали.
Жаворонушки! 

Уж ты пташечка, 
Ты залётная!
Ты слетай 
На синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму,
Отомкни лето! 


Жаворонки,
Жаворонки,
Прилетите!
Красну вёсну
Принесите!
Зиму холодну
Унесите!
Галки, галки,
Принесите по палке!
Голубочки,
Голубочки,
Принесите по клубочку!
Кукушки, кукушки,
Принесите 
По мотушке!
Синицы, синицы,
Принесите по спице!
Канарейки,
Канарейки,
Принесите по швейке!
Чечетки, 
Чечетки,
Принесите по щетке!
Тогда, утки,
Дуйте в дудки,
Тараканы –
В барабаны! 

Так с птичками–жаворонками дети бегали, закликали весну, прыгали с крыш в сугробы, сажали булочки на яблони в садах, на ветлы, рябины, высокие кусты, на палки плетня, на проталины на холмах и курганах. Потом птичек обычно съедали, а головку отдавали матери со словами: "Как жаворонок высоко летал, так чтобы и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтобы и лен головастый был". 
В некоторых деревнях по печеным жаворонкам гадали взрослые: в птичек запекали кольцо, монетку, щепку, уголек и т. п., по тому кому достанется, "узнавали" о предстоящей участи: кольцо – к свадьбе, щепка – гроб, монетка – богатство… Новгородцы приготовляли в этот день из теста птичек по числу лиц, составляющих семейство. В одну из них запекали небольшую монетку. Во время обеда каждый брал по птичке, и тот, кому доставалась с монеткой, считался на весь год счастливейшим. Монетку хранили на божнице или носили с собой для счастья. В ряде мест также выбирали семейного засевальщика – кому выпадал жребий, тот и разбрасывал первые пригоршни зерен во время начала посева.
Истоки праздника берут начало в глубокой древности, когда славяне праздновали Новый год в день весеннего равноденствия, встречая весну и новую жизнь. Это был большой общий праздник. С приходом христианства он стал детским, а сейчас вообще забылся. А вот в Японии существует официальный праздник – День весеннего равноденствия.
Этот день так и обозначен в японском календаре. День весеннего равноденствия – первый весенний праздник в Японии, который, что удивительно, японцы связывают отнюдь не с уникальным астрономическим явлением равенства длин дня и ночи, а с уходящим в глубины истории буддийским обрядовым праздником Хиган. Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году. Точную дату дня весеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты. До 2025 года день весеннего равноденствия будет приходиться на 21 марта, но в високосные года и в год, следующий за високосным, день весеннего равноденствия выпадет на 20 марта. Точность астрономических расчетов и смещение праздника на день вперед-назад, в общем-то, не вызывает у японцев ни недоумения, ни вопросов – важно, что день будет праздничным, а, значит, выходным. Согласно «Закону о национальных праздниках» в День весеннего равноденствия вложен и соответствующий «природный» смысл: «Превозносить природу, лелеять живые существа».
Невозможно не сказать, что по окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон роскошного и неописуемо красивого цветения японской вишни-сакуры. Бело-розовую волну невозможно будет остановить. И японцы от мала до велика, и живущие в Японии иностранцы, и туристы, приезжающие со всего мира взглянуть на незабываемую картину, будут продолжать шумно праздновать весну.

Рецепт приготовления "жаворонков"

Разведем в теплой воде дрожжи, добавим муку, сахарный песок, постное масло, ванилин и немного морковного сока для цвета. В тесто можно добавить льняного или конопляного семени. Готовое тесто разделим на полоски и каждую раскатаем. Получится маленький валик. Каждый валик завяжем узлом, из одного конца сделаем головку с защипленным клювиком, а другой конец надрежем ножом, чтобы получился птичий хвостик. Вставим две изюминки-глаза, присыплем сахаром и поставим в духовку. 

22 марта может считаться также днём Тыквы. Женщины в этот день готовили тыквенные семена. С них начинали заботу о предстоящих делах на бахче («зачин»). Тыква считалась овощем обстоятельным, надежным и неприхотливым. На юге России крестьяне тыквами, как картошкой, кормились сами и подкармливали домашнюю скотину.


НИКОН (5 апреля).
В день памяти преподобномученика Никона на Руси полагалось потчевать льняным семенем прилетевших зябликов.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ (7 апреля). 
Весна зиму поборола. Третья встреча весны. Раньше на Благовещенье соблюдали обряд отпущения птиц на волю. Утром горожане покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. 

Благовещенье – птиц на волю отпущенье.
Кукушка без гнезда за то, что завила его на благовещенье.


Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите! 

Если вы решите использовать этот обычай для воспитания гуманного отношения к птицам, никогда не выпускайте на волю "сиделых" птиц (т. е. тех, кто уже достаточно долго сидел в клетке). Они обычно погибают в первые же дни. Нужно выпускать именно свежепойманных пернатых или домашних голубей. Нельзя выпускать птиц и при неблагоприятных погодных условиях. Учтите, что самовольный (без разрешения органов экологического контроля) отлов птиц является нарушением Закона о животном мире.

МАТРЁНА-НАСТОВИЦА, ПОЛУРЕПНИЦА (9 апреля). На Матрены прилетают чибисы. Чибис прилетел, на хвосте воду принес. На Матрену овсянка затягивает свою песенку "Покинь сани, возьми воз!"

ПЯТНИЦА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЫ. ИКОНА БОГОМАТЕРИ «ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК» (9 апреля – 12 мая).
В Светлую пятницу, «Прощёный день», женщины во многих местах России на богослужении в храмах клали поклоны перед образом иконы Богоматери, называемой «Живоносный источник». В этот день женщины пили воду из новонайденного родника, освященного в крещенские дни. Повсеместно икона слыла чудотворной покровительницей живоносности женщин. Не только около Константинополя бил из-под земли источник, обладающий особыми целебными свойствами – и на русской земле стали находить чудодейственные родники. 
Этот день можно назвать Днём святого родника, Днём воды, вспомнив о чистоте родников и их охране.

ИОСИФ-ПЕСНОПЕВЕЦ (17 апреля). 
Иосиф-песнопевец в народном сознании оправдывает свое определение тем, что с этого дня начинает звучать голосок сверчка и впервые подает голос журавль. В центральной России существовало поверье: чтобы спина не болела от полевых работ, надо, увидев в первый раз весною пролетающих журавлей, лечь на траву и семь раз перекувыркнуться через голову или перевернуться с боку на бок, приговаривая:
Журавель, журавель,
У тя шея колом,
А у мня спина колесом,
А не крюком".

Спина при полевых работах будет "пружинная".
Дети, увидев летящих в родные края журавлей, вторя их голосам, приветствуют:


Ики, ики, ики, ики –
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли –
Это журавли! Это журавли!
Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!
Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы! 

Хотя в нашей стране серый журавль еще достаточно обычен, во многих регионах России журавлей гнездится все меньше. Поэтому этот вид заносят в соответствующие Красные книги. Обычно первый журавлиный клин в небе можно увидеть около 10 апреля. Интересно было бы провести конкурс – кто первым увидит журавлей. Можем предложить этот праздник отмечать как весенний День журавля. Для его проведения будут сделаны специальные методические разработки. 

МАРТЫН-ЛИСОГОН (27 апреля).
Охотники выходили в этот день на «лисование» – устраивали гон на лис с борзыми или псовыми собаками. Оттого и назвали день памяти святого Мартина «Мартыном-лисогоном». Примечено было, что «на Мартына ворон купает и отпускает детей в отдел» (т. е. отделяет птенцов). Примерно в этот срок покидают гнёзда самые первые птенцы воронов (раньше, чем любые другие наши птицы). Это связано с тем, что вылупляются они в то время, когда сходит снег и обнажается падаль – трупы погибших за зиму животных, которыми вороны и выкармливают потомство. Ворон считался недоброй птицей, его соседство было нежелательным. Причина тому – чёрная окраска птицы и её суровый, мрачный характер. Кстати, и имя Мартын связано с птичьим миром – «мартыном» называли чайку.
С Мартынова дня в южных губерниях России выезжали в поле – начиналась ранняя вспашка, боронование зяби, сев ранних хлебов.

ЗОСИМА-ПЧЕЛЬНИК (30 апреля).
Этот день можно отмечать, как День пчелы, День пчеловода.
Пчелу называли «божьей угодницей», которая «трудится людям на потребу, Богу на угоду». Неутомимые медоносные работницы особо чтились крестьянами. Пчёл оберегали, искусство разведения пчёл высоко ценилось. И, конечно, пчела-труженица нуждалась в постоянном небесном покровительстве, как всякая живность в крестьянском хозяйстве. Попечителем над пчёлами русские крестьяне избрали святого Зосиму, игумена Соловецкого, основателя одноименного монастыря. Его имя появилось в поговорках и приметах, связанных с пчёлами, например: «Рой роится – Зосима веселится». Зосима, основав монастырь, заботился о хозяйственном обустройстве обители. Он был одним из практиков, разводивших пчел на северных островах. Мёд был одним из основных продуктов питания отшельников.


ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ, ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ, ЕГОРИЙ ВЕСЕННИЙ, ЕГОРИЙ (ЮРИЙ) ВЕШНИЙ, ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ (6 мая). 
Юрьев день считался праздником пастухов. В этот день впервые выгоняли скотину (следует помнить, что до революции он отмечался по старому стилю – 23 апреля). Перед выгоном на зазеленевшие луга всем миром чествовали пастухов – кормили, одаривали одеждой и предметами обихода. Накануне вечером по дворам колядовали – «скликали» Егория. 
На всех иконах Георгий Победоносец изображен вооруженным всадником на белом коне. Егорий считался первым покровителем лошадей. В этот день их чистили, купали, кропили святой водой. Лошадь была выше всех почитаемых и ценимых животных в каждом крестьянском дворе.
Святой Георгий воспринимался не только защитником скота, но и хозяином лесных зверей ("Всяк зверь у Егория под рукой"). 
С днем 6 мая связывался также прилет ласточек.
Ласточка-касатка, как её ещё называют, издревле почиталась у славян наряду с сизым голубем как любимая Богом птица. Гнёзд ласточки разорять было нельзя. Существовала примета "кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки". Верили, что обиженная людьми ласточка может им отомстить. Те дома, где касатки лепили свои гнёзда, слыли счастливыми: "Под которой кровлей голуби и ласточки водятся, та не горит". У россиян считалось, что если ласточки исчезают из какой-то местности, то это грозит людям бедами. Поэтому крестьяне издавна прибивали на стенах дома специальные планки для их гнёзд. По белорусской легенде ласточка, пытаясь облегчить страдания Христа, утаскивала гвозди и силилась снять с его головы терновый венец. По мусульманским поверьям, ласточка поёт суры из Корана. Деревенская ласточка выбрана национальным символом Эстонии. "Касатка", как и "ласточка", нередко звучит как ласкательное обращение к близким людям, ещё раз свидетельствует о том, как тепло человек относится к этой птице.

Шило впереди, клубок середи, ножницы сзади.
Спереди шильце, сзади вильце, сам мал, а за морем бывал.
Желанный гость с далекого края под окном живет.
Шило-мотрошило без углов избу сомшило.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Кто при первой ласточке умоется молоком – бел будет.
Ласточки шныряют низко – на дождь, летают высоко – к вёдру.

Привлекая касаток на гнездование, следует позаботиться о том, чтобы в течение всего гнездового сезона они могли беспрепятственно попадать в хозяйственные постройки или на чердаки. Можно сооружать опоры для гнёзд. Часто гнёзда ласточек разрушаются или подвергаются нападению хищников. Если Вы нашли выпавших птенцов, то поместите их в коробку из-под обуви, консервную банку или в ящичек и прикрепите его на место упавшего гнезда. Если птенцы ещё совсем маленькие, то их можно подсадить в гнёзда других ласточек. Выкормить самостоятельно птенцов очень трудно. 
Вообще, горожане редко могут наблюдать ласточку-касатку, так как обитает она в деревнях, посёлках, нечасто – по окраинам городов. Зато в сельской местности – это одна из самых обычных птиц. В городе её заменяет городская ласточка (воронок). В нашем крае, кроме деревенской ласточки и воронка, гнездится также береговая ласточка (в сельской местности её часто называют "стрижом").

Ещё на Егорьев день начинает куковать кукушка.
Кукушка кукует до Егория – скот падет.
Кукушка до Егорья – к неурожаю и падежу скота.
Если кукушка кукует, когда еще не оделся лес, будет голодный год.
Если кукушку услышишь раньше соловья, несчастливо проведешь лето – прокукуешь.
При первой кукушке брякни деньгами, чтоб водились.
Кукушка кукнула в левое ухо – хорошая примета.

Не кукуй, кукушка, здесь,
Без тебя досада есть.
Без твоёго голоска 
Напала на сердце тоска.

Очень богатая дата, к которой можно приурочить и День ласточки, и День пастуха, и День лошади, и День лесных зверей. Они требуют специальных разработок.

АПОСТОЛ МАРК (8 мая). 
На Марка – прилет певчих птиц стаями. Само явление наблюдается недели на две раньше из-за переноса дат со старого стиля на новый. 
Завершив дела в поле, любители певчих птиц отдавались в эти дни своей страсти: ловле пернатых певцов. Раньше в это время начиналась охота на птиц с сетями и силками. В день святого апостола и евангелиста Марка открывался сезон ловли чижей. Своеобразный День любителей певчих птиц. Надо учитывать, что в наше время сезон отлова певчих птиц, наоборот, к началу мая заканчивается – птицы строят гнёзда и отлавливать их в это время запрещено.
Птицеловство во многих губерниях России было распространенным промыслом у крестьян. Певчих птиц ловили на продажу – на них всюду в городах был большой спрос, особенно в Москве. 

ЕРЕМЕЙ-ЗАПРЯГАЛЬНИК (14 мая).
Теперь почти никто не помнит, что Еремеев день праздновали в дореволюционные годы 1 мая. Это был светлый, шумный и весёлый, всенародный праздник весны. Майя в римской мифологии считалась богиней природы, оживления её благодатных сил и благоуханной красоты. И первый день месяца, названного её именем, всенародным ликованием отмечали во всех провинциях Римской империи. В Москве впервые первомайские праздники стали отмечать иностранцы, «немцы», жившие на Кукуе ещё со времён царя Алексея Михайловича. И скоро Первомай «обрусел».
Дневные гулянья «на природе» продолжались вечером и заканчивались лишь к полуночи. Повсюду за городом или на лесных полянах зажигали костры, которые являлись символом наступления времени жаркого солнца.
Ныне имя Еремея-пророка забыто, и день его никак не отмечается, потому что выпадает он некстати на 1 (14) мая.

БОРИС И ГЛЕБ – СЕЯТЕЛИ, СОЛОВЬИНЫЙ ПРАЗДНИК (15 мая). 
День Бориса и Глеба называется соловьиным, потому что с этого времени по народному календарю начинают петь соловьи. На самом деле они начинают петь раньше, но отмечается этот день именно 15 мая из-за смещения дат. Следует учесть, что при переходе со старого стиля на новый, передвинулся сам день с его названием и ранее приписанными ему свойствами, определениями, но сроки природных явлений по существу остались прежними. На самом деле в нашем крае соловьи начинают петь около 2 мая. Союз охраны птиц России ежегодно проводит народные учёты соловьёв в городе Москве в 20-х числах мая.

Если соловья услышишь раньше кукушки, счастливо проведешь лето.
Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину.
Кто при первом соловье скинет рубаху, того блохи не будут кусать.
Соловей поет всю ночь – будет солнечный день.
Соловей запел – вода на убыль пошла, можно начинать посевную.

Обычно перед посевом произносили краткую молитву или приговор ("Дай бог, на всякую долю – мне и птицам"), а во время самого сева молчали.

АПОСТОЛ СИМОН ЗИЛОТ (23 мая).
На христианской Руси апостола Симона Зилота стали считать «распорядителем» над всем зелёным покровом земли. В день памяти апостола Симона землю считали именинницей. Пахота в Симонов день считалась большим грехом. Даже кольев не вбивали, чтобы не нарушить покой земли. Народное поверье утверждало, что в Симонов день на лугах «выходят» самые полезные и целебные травы, что Симон именно в этот день даёт травам чудодейственную силу. Селяне впервые выходили собирать лекарственные травы. Вот вам и День Земли, и День ботаника! 

СИДОР-ОГУРЕЧНИК (27 мая). 
По народному календарю на Сидора прилетают стрижи – приносят тепло. На самом деле массовый прилет стрижей наблюдается раньше – в средней полосе около 10-15 мая, когда отмечался этот день по старому стилю. 

ВОЗНЕСЕНИЕ (не имеет своей постоянной даты и приходится на сороковой день после ПАСХИ). 
В ряде мест к этому празднику приурочивались некоторые обряды и приметы, связанные с кукушкой.
Как правило, около Вознесения начинает колоситься жито и замолкает кукушка, отчего в народе говорят: "Кукушка подавилась житным колоском", "И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придёт Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся". На Вознесенье совершался обряд "крещения и похорон" кукушки, который продолжался от одного до трёх дней. Это был сугубо девичий обряд, совершавшийся тайно, никто посторонний не должен был знать места "крещения" и "захоронения" кукушки. Изготовляли кукушку из пучка травы "кукушкины слёзки" (ятрышник), придавая ей человекообразный вид, иногда в этой роли выступали просто букет, венок, тряпичная кукла. "Кукушка" наряжалась в девичий наряд (сарафан, рубаха, платок), украшалась лентами, цветными лоскутками, бусами.
"Крещение" кукушки проходило под березой, куклу сажали в колыбельку на ветку или ставили под деревом, покрывали платком и три раза перекрещивали. Последнее было далеко не обязательно, собственно под "крещением кукушки" понималось кумление девушек: девушки становились парами друг перед другом над связанными ветвями, трижды целовались, менялись нательными крестиками, кольцами, бусами, платками, поддерживая общую хороводную песню. Затем ели яйца, а скорлупки иногда развешивали на ветках деревьев и кустов. Кумление сопровождалось специальными "кумитными" песнями:

Кума с кумой 
Покумимся!
Чтобы нам весь год 
Не бранитися.
Побранимся – 
Грешны будем,
Кукушечке 
Тошно станет! 

Ты кукушка ряба, 
Ты кому же кума?
Покумимся, кукушка,
Покумимся, голубушка,
Чтоб нам с тобой не браниться! 

"Кукушечка,
Кукушечка,
Птичка серая
Рябушечка,
Кому ты кума,
Кому кумушка?"
"Красным девушкам
И молодушкам!"
Иде девки красны шли,
Там и рожь густа,
И ужиниста,
И умолотиста!
Иде бабы прошли,
Там и рожь пуста,
И неужиниста, 
И неумолотиста! 

Хоронили кукушку или в тот же день после кумления, или на следующий, а то и через день. Если кукушку из травки зарывали в землю, то делали это одна-две выбранные девушки в тайном месте; если же кукушку оставляли на дереве, то здесь же все участницы обряда устраивали совместную еду, пели веселые песни, после чего расходились по домам. Покумившиеся считались родными на год, а то и на всю жизнь. Дней через десять крестьянки собирались в лес – "воскресить" кукушку. Чучело вынимали из земли, усаживали на ветки, напевая: 

Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая,
К нам весна пришла,
Весна-красна,
Нам зерна принесла. 

Под напев обменивались подарками, одаривали орехами, бусами и т. п. Затем начинали пиршество, на которое приглашали мужчин. Траву оставляли на ветвях или несли домой. По ее корням молодые женщины пытались дознаться, кто у них будет – мальчик или девочка: длинный корень предвещал мальчика, круглый – девочку. Травка хранилась дома на счастье и на случай размолвки супругов.

ТРОИЦА (24 мая – 26 июня).
Троицкому воскресенью, основному дню праздника, предшествовал «Семик». Назывался он так потому, что отмечался в седьмую неделю после Пасхи, в четверг. В дни Семика славился зелёный мир, окружающий нас. Семик называли «зелёными святками» – так он был наполнен разнообразными обрядами, подобно рождественским святкам (заламливали берёзку, «крестили» кукушку, кумились).
В день Троицы храмы украшали зеленью. Люди направлялись к обедне с букетами цветов, зелёными ветвями. Цветами и травой украшались горницы. Срубали берёзку, приносили её домой, наряжали лентами и ставили в переднем углу, как новогоднюю ёлку.

ВАСИЛИСК. СОЛОВЬИНЫЙ ДЕНЬ, ВАСИЛЬКОВЫЙ (4 июня).
Со дня Василиска в средней полосе России на ловлю соловьёв выходили многочисленные охотники. Это был целый промысел, увлекательный и хорошо отработанный. В больших городах, особенно в Москве, было немало любителей соловьиного пения. Это – День соловья! Не обязательно ловить большеглазого певца – выйдите вечером к кустарникам у реки, на опушке, в парке и послушайте чудесные трели. 

ИВАН-МЕДВЯНЫЕ РОСЫ (7 июня).
Росы способствовали развитию мощного травостоя на лугах. Поэтому в пору Ивановых рос повсюду развёртывалась косовица трав на сено. Но исстари было замечено, что к этому дню на зелёной растительности всюду появлялась липкая роса со сладким «медвяным» привкусом. Она губила растения, будущий урожай. Когда появлялась медвяная роса, это воспринималось, как сущее бедствие, божий гнев или дьявольское наущение. Крестьяне были бессильны перед этой напастью и обращались к Иоанну Крестителю, просили его заступничества. Уже в старину пытались бороться с вредителями с помощью биологических методов защиты растений – опрыскивали растения отварами трав в сопровождении заклинаний и заговоров.

ИСААКИЙ – ЗМЕИНЫЙ ПРАЗДНИК (12 июня).
День памяти преподобного Исаакия стал календарной отметкой одного из обычных естественных явлений в животном мире. «На Исаакия змеи скопляются, идут поездом на змеиную свадьбу». Полагают, что в этот день змеи станицами ходят по лесам. В нашем крае такие змеиные скопища наблюдаются раньше – в начале мая. Для лечения змеиных укусов традиционно применялись некоторые травы. Наиболее верным средством против змей считали траву веронику из семейства норичниковых. Сам же святой Исаакий никакого отношения к змеиному племени не имел. 

ТИХОН (29 июня). 
Перестают петь, заТИХают птицы.

МЕФОДИЙ ПАТАРСКИЙ, МЕФОДИЙ-ПЕРЕПЕЛЯТНИК (3 июля). 
На Мефодия праздник перепелятников. С этого дня охотники живут в предвкушении скорой легкой охоты на перепелов. Перепелов ловили не столько как изысканную дичь на стол для гурманов, сколько как певчих птиц. В Нефёдов день перепелиные охотники с вечера залегали в поле и, затаившись, лежали до утренней зари, а на заре начинали манить птиц специальными дудочками. Перепела летели на звуки и попадали в сети. Особо стремились поймать белого «князь-перепела». Наиболее интересной считалась охота на перепелов с помощью собаки и прирученного ястреба. Нефёдов день всегда был уловистым, и охотники, вернувшись с видной добычей, устраивали праздничную трапезу. Этот день надо посвятить пропаганде охраны перепела – самой маленькой дикой курочке.
Так же в эти дни многие приметы связаны с лягушками и жабами.

АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА (6 июля).
Канун праздника Ивана Купалы, Ивановой ночи. День Аграфены Купальницы как бы сливается с Ивановым днём, и они издревле составляют единый обрядовый праздник. В день Аграфены крестьянские девушки на заре «окроплялись росою» – обнажённые пробегали по высокой росистой траве на ближайшем лугу. По поверьям, «Аграфенина роса» укрепляла здоровье и плодоносную силу женщины. После утренней службы в церкви селянки отправлялись в лес в поисках целебных трав, набиравших к этому дню наивысшую зрелость. Искали преимущественно купальницу – довольно редкое растение из семейства лютиковых. Торжественно открывалось первое купание в «вольной» воде (по старому календарю это было 23 июня). Баня перед сном с веником из целебных трав устраивалась непременно. Праздник был наполнен добрыми чувствами, всеобщей благостью и добросердечием. 

ИВАН КУПАЛА (7 июля).
Это день Рождества Иоанна Крестителя. В память об обряде крещения возник обычай купания в Иванов день. Вода приобретала чудодейственные свойства, которые очищали тело от всякой скверны. В дни Ивана Купалы особыми обрядами чествовали солнце – древнего Ярилу. С вечера 6 июля (23 июня по ст. ст.) в ночь под Ивана Купалу девушки и парни водили хороводы, жгли костры и прыгали через огонь, очищаясь от «худых напастей».
Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Иванов день пришёл – траву собирать пошёл. Этот день особенно должны праздновать ботаники, фармацевты-«травники».
Девушки бродили по лесу и собирали целебные травы. Некоторые пускались на заре на поиски своего счастья – любовной травы Иван-да-Марья. Те, кто храбрее, глухой ночью искали в дебрях легендарный цветок папоротника. По поверьям, папоротник цветёт огненным цветом только под Иванов день, и кто успеет сорвать его и устоит против призраков, охраняющих цветок, тот отыщет клад…
Повсюду существовала красивая легенда, что кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдёт как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним – стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице – и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка». Но мы-то знаем, что папоротник не цветёт никогда… А жаль!

ПЕТРЫ И ПАВЛЫ, ПЕТРОВ ДЕНЬ, ПЕТРОВКИ (12 июля). 
После Петрова дня кукушка перестает куковать. 
Кукушка на Петров день подавилась мандрыкой (ватрушкой).
Кукушка ячменным колосом давится – умолкает, когда заколосится житарь (ячмень).
Соловей поет до Петрова дня. 
Девушки ходили в лес, последний раз слушали соловьиное пение. Водили хороводы, «крестили» кукушку – как на Троицу. Проводили в лесу всю ночь – «караулили солнце» – и до восхода жгли костры и развлекались вокруг них. 
Это также праздник рыбаков – ведь апостол Пётр был рыбаком.

АФИНОГЕН (29 июля).
На Афиногена птицы замолкают, задумываются.

ВТОРОЙ СПАС, ЯБЛОЧНЫЙ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ (19 августа).
Это День яблока. Угощают друг друга этими плодами. Считалось за грех есть яблоки до Второго Спаса.
Встреча осени, осенины. Провожают закат солнца в поле с песнями. В некоторых местах справляли «Горохов день» – шли на гороховое поле и угощали друг друга.
Начинается отлёт журавлей. Кто как хочет, а журав со Спаса. Вернее – в эти дни журавли начинают вылетать на поля кормиться – нагуливать жир перед отлётом. Такие предотлётные скопления журавлей можно видеть на полях, расположенных около больших лесов и болот до конца сентября. Местами собираются сотни и даже тысячи птиц, которые ходят по убранным полям и озимым, собирая падалицу, различных мелких животных.

АПОСТОЛ ТИТ (7 сентября).
Грибной День. В хозяйственных делах российского крестьянина апостол Тит получил назначение соответственно заботам, выпадавшим в это время года: «Святой Тит последний гриб растит». Православный христианин в течение года постится в общей сложности около двухсот дней. И грибы справедливо считались растительным «мясом» – заменой натуральному мясу. В грибной сезон на грибную охоту устремляются тысячи её любителей. Не поклоняясь до земли – и грибка не подымешь. Опытные грибники обучали несведущих: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Без знающих наставников и поныне в лесу нечего делать. К грибному дню сельские умельцы старались наплести из ивы и лыка кузовков и лукошек – «лыковый промысел» приносил хороший доход. Славились специалисты – грибонизы, умевшие правильно сушить грибы, грибосолы и грибовары. Наготовив грибов на зиму, удовлетворенно говорили: «Коли грибовно, так и хлебовно». Всякое грибное лето относили к милости апостола Тита.

ИВАН-ПОСТНЫЙ, ПОЛЕТНИЙ, ПОЛЕТОВЩИК (11 сентября). 
Это народные, несколько фамильярные названия церковного дня Усекновения главы Иоанна Крестителя. 
Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
На Ивана Крестителя журавли пошли на юг – к ранней зиме.

КУПРИЯН (13 сентября). 
Отлёт журавлей. На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путём-дорогою на тёплые воды лететь. К этому дню можно приурочить экскурсии на предотлётное скопление журавлей в полях, поучаствовать в учёте журавлей, провести осенний фестиваль "День журавля", "Журавлиная родина". Для этих мероприятий будут подготовлены специальные разработки. В российском экологическом календаре День журавля приурочен к этим дням и проводится, обычно, во вторые выходные дни сентября.

СИМЕОН-СТОЛПНИК, СЕМЁН-ЛЕТОПРОВОДЕЦ, СЕМЁН-ДЕНЬ, МАРФА (14 сентября). 
Начало бабьего лета (до 21 сентября). Этот день связан с отлётом птиц на юг.
Если гуси улетают на Семен-день – жди ранней зимы.
После Семёна журавли отлетают в теплый край.
На Семёна-столпника ласточки ложатся вереницами в озёра и колодцы.
В этот день чёрт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого все воробьи собираются к нему, и потому в Семён-день их нигде нельзя увидеть.

ПЁТР-ПАВЕЛ-РЯБИННИКИ (23 сентября). 
Срывали ягоды рябины и кистями вешали под крышу. Сбор рябины превращался в большое праздничное событие. Рябина издревле наделена образными и нежными поэтическими свойствами. Она воспета в народных песнях. Использовали рябину для компотов и приготовления целебного кваса. Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд. 
Часть рябины предусмотрительно оставляли на кусту – дроздам-рябинникам, снегирям, свиристелям и всякой другой птице. К этому дню можно приурочить заготовку кормов для зимующих птиц.

АРТАМОН (25 сентября).
На Артамона змеи уходят в леса и прячутся.

ВОЗДВИЖЕНЬЕ (27 сентября). 
Первые зазимки. С Воздвиженья замечалось быстрое наступление холодов. По всей Руси это был «капустный день» – рубили капусту, за три дня до праздника капуста убиралась со всех огородов. 
По народному замечанию, на праздник Воздвиженья гады, пресмыкающиеся уходят в какие-то неведомые тёплые станы, которые называют «вырием» (выреем, выраем, вираем, ирьем). Туда же улетают и ласточки. Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда – кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вирая. В этот день медведь залегает в берлогу. 
Воздвиженье – последний воз с поля сДВИнулся, а птица в отлёт пошла. 
С этим праздником можно увязать мероприятия, связанные с осенними миграциями птиц, например День проводов перелётных птиц или осенний День птиц (наш аналог западных Дней наблюдений птиц, которые проводятся в первые выходные октября). 

НИКИТА-ГУСЕПРОЛЁТ, ГУСАРЬ, ГУСЯТНИК, РЕПОРЕЗ (28 сентября). 
С Никитина дня вся лесная нечисть мертвым сном засыпает…, а с ней заодно засыпают и гады земные. Начинают срезать репу, бить домашних гусей, дикие же гуси поднимаются из наших стран восвояси на зимовье. Гуси летят – зимушку на хвосте тащат. Праздник гусятников – охотников на диких гусей. На сельских и городских площадях устраивали гусиные бои. Для подобных зрелищ в России вывели особую породу бойцовых гусей. Их разводили в Подмосковье и верхневолжских губерниях. О «победителях» и их владельцах даже писали газеты. День Гуся можно посвятить пропаганде охраны гусей, пролетающих через наш край.

АРИНА – ЖУРАВЛИНЫЙ ЛЁТ (1 октября). 
Надо учесть, что само явление природы – массовый отлёт журавлей – в нашем крае наблюдается раньше (во второй-третьей декаде сентября) из-за переноса дат со старого стиля на новый, и может не совпадать с названным днём. 
"Колесом дорога!" – кричат журавлям, чтобы их воротить на следующий год. 
Если на Арину журавли полетят, то на Покров надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день – раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу.

ЗИНОВИЙ-СИНИЧНИК (12 ноября). 
День святых мучеников Зиновия и Зиновии. 
День Зиновия называли охотничьим праздником. Он стал первым днём псовой охоты. Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского» писал, что псовую охоту на зайцев на Руси ввел великий князь Василий III, отец Ивана Грозного. А до того собак никогда не использовали на охоте, потому что гнушались ими как «нечестивыми тварями». В средней полосе России в этот день обычно выпадала первая пороша. И охотники с борзыми выезжали на травлю зайцев. В первый день охоты не жалели ни себя, ни лошадей, ни собак. Добыв косого, бывало, говорили: «Коня положили, да зайца уходили». Поистине охота пуще неволи. День можно посвятить антиохотничьей пропаганде, гуманному отношению к животным, если это соответствует вашим представлениям об охране природы.
В Сибири этот день считался праздником рыбаков – с Зиновия отправлялись на лов красной рыбы. Добрый улов отмечали пирушкой на высоком берегу реки – «на юру». Праздник первого улова так и назывался – «Юровая».
Это ещё и Синичкин праздник: прилетают зимующие птицы – синицы, щеглы, снегири, чечётки, свиристели и др., которые подбираются ближе к жилью, где больше корма.

Не велика птичка-синичка и та свой праздник помнит.
Не много зинька ест-пьёт, а весело живёт.
Синичка – воробью сестричка.
Невелика синица, голосок востёр.
Хвалилась синица хвостом море зажечь. Наделала славы, а море не зажгла.

За морем синичка не пышно жила,
Не пышно жила, пиво варивала:
Солоду купила, хмелю взаймы взяла,
Чёрный дрозд пивоваром был,
Сизой орёл винокуром слыл.
Дай же нас, боже, пиво сварить,
Пиво сварить и вина накурить:
Созовем гостей, – мелких пташечек!
Совушка-вдовушка незваная пришла, 
Снегирь по сеничкам похаживает,
Совушке головушку поглаживает.
Стали все птички меж собой говорить:
"Что ж ты, снегирюшка, не женишься?" 
"Рад бы я жениться, да некого взять:
Взял бы я пернатку – то матка моя,
Взял бы я чечётку – то тётка моя,
Взял бы я синичку – сестричка моя, 
Взял бы я сороку – щепетливая,
Взял бы я ворону – долгоносая!
Есть за морем перепёлочка,
Та мне ни тётушка, ни матушка,
Ту я люблю и за себя возьму. 

Кто у нас на море хозяин, 
И кто у нас на море наездник,
На всяку он птицу наезжает,
Грудию своей белой побивает?
Орёл-то у нас-да вот хозяин,
Сокол-то у нас-да ведь наездник,
На всяку он птицу наезжает,
Грудью своей побивает.
Ворон-то у нас игумен,
И всё он живёт возле гумен;
Зимой ворона по дорогам,
А летом ворона на зародах;
Дятел-то у нас плотник,
Во всякое дерево колотит,
И хочет он дом сработать;
И сова у нас толстоголова,
Некрасивы у ей-то ведь зоры,
Некрасивы у ей-то разговоры;
А голубь у нас-то – красавец,
И то-то хорошие зоры,
И то-то красивы разговоры;
Журав-то у нас долгоглотый,
И то-то ведь долгая глотка,
И одето французское платье.
Сорока у нас – щеголиха,
Без калача есть не садится,
А без мила дружка спать не ложится.
А я-то бедна мала птица, птица-синица,
И сена я косить не умею,
Стадом ходить силы нету,
С голоду я бедна помираю 
И всех червяков собираю. 

В созвучии с именами святых синичка (по-старому «зинька») стала героем этого дня. В день Зиновия-синичника рекомендуем организовать развеску кормушек для птиц и начинать их подкормку. Для этого требуется заранее заготовить корма: нежареные подсолнечные, тыквенные и арбузные семечки, несолёное сало, ягоды. Конструкции кормушек имеются в различных источниках, и мы не будем останавливаться на их описании. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно – по мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых. Этому празднику и подкормке птиц посвящены отдельные разработки.

ЮРЬЕВ ДЕНЬ, ГЕОРГИЙ-ПОБЕДОНОСЕЦ, ЕГОРИЙ (ЮРИЙ) ХОЛОДНЫЙ (9 декабря).
На Егория осеннего змеи именинницы. Егорий зимний – охранитель скота, повелитель волков. С Егория медведь в берлоге крепко засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам. Хотя волки причиняли немало вреда крестьянскому хозяйству, в народе о волке отзывались снисходительно, а то и с уважением и непременно связывали зависимость волчьего «благополучия» с благосклонностью его покровителя – Егория. Случалось, волк, наряду со святыми украшал церковные стены. В народных сказках волк чаще всего добрый персонаж. Волк – Юрова собака. На то Егорий волку зубы дал, чтобы кормился. Охота на волков обычно тоже начиналась с Егорьева дня. 
Нынче о «Дне волка» можно говорить лишь как о невозвратном прошлом. Во многих областях волки почти истреблены, в лесах нет или очень мало дичи, которой они могут питаться, не конкурируя с «царём природы». Остался волк только в мультсериале «Ну, погоди!», да в полузабытых сказках нашего детства. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если мы посмотрим существующий экологический календарь, то заметим, что большинство дат в нём происходят из Западной Европы или США. Это не только День Земли (22 апреля), но и День птиц (1 апреля), и День охраны окружающей среды (5 июня), и День биологического разнообразия (22 мая), и День Воды (22 марта) и многие другие. Между тем, есть коренные, русские аналоги этих праздников, давно забытые. Они имеют свою долгую историю. Почему бы не возродить их и использовать в экологической пропаганде? 
Надеюсь, что данная работа поможет передать детям ту романтику отношений людей с природой, которая существовала в давние времена.
Хотел бы выразить огромную благодарность директору Киевского эколого-культурного центра Владимиру Борейко за его неутомимую работу по пропаганде экологических традиций славянских и других народов, за его книги, цитаты и отрывки из которых использованы во вводной части данной методической разработки.

ЛИТЕРАТУРА

Белов В. Ф. Народный календарь русской природы. – М., 1992. – 64 с.
Борейко В. Е. Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов. – Т. 1.– Серия: природоохранная пропаганда. Вып. 10. – Киев, 1998. – 224 с.
Грошев В. Д. Календарь российского земледельца (народные обычаи и приметы). – М., 1991. – 96 с.
Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А. Ф. Некрылова.– М., 1991. – 496 с.
Надель-Червинская М. А., Червинский П. П.

 

У вас недостаточно прав чтобы оставлять комментарии.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь...